Условия проведения мавлида
Мухаммада ибн Ахмад аль-Хвартикуни, да смилуется над ним Аллах, спросили о дозволенности проведения мавлида. После ответа о дозволенности проведения мавлида, он приводит некоторые запретные действия, совершаемые во время проведения мавлида:
«В большинстве собраний мы видим, что еду готовят и мужчины и женщины, при этом оставляя намаз; также мы видим, что там присутствуют запрещённые в религии Мухаммада, мир ему и благословение, изображения. А мы сидим, не обращая на это внимания, и нас не интересует ничего, кроме того, чтобы поесть еду, и мы не повелеваем благое и не отстраняем от запретного. Также мы видим, что еду готовят, находясь без омовения, не говоря уже о смиренности во время приготовления пищи, в то время как человек обязан быть предусторожным в каждом куске еды.
Ты поразмысли над тем, что сказал Имам Шаарани, да смилуется над ним Аллах, в «Минан»: «Большинство из тех, кто готовит пищу и находится на кухне организатора мавлида, если они мало религиозны, то им присуще совершение намаза вне его времени и откладывание его от начала времени, отвлекаясь на приготовление еды. Хозяину мавлида следует побудить их к совершению намаза и не забывать о них, чтоб приготовленная ими еда не смешивалась с ослушанием Аллаху свят Он и велик, и чтоб приготовление ими пищи не стало причиной несвоевременного совершения намаза, а оно может быть причиной для оставления совершения коллективного намаза, если есть вероятность того, что еда испортится.
В общем: очень мало мавлидов в наше время чисты от грехов присутствующих там людей. Иногда туда приходят люди, кушают еду хозяина мавлида и уходят, жалуясь на еду или на порядок совершения мавлида, они уходят из этого мавлида накапливая грехи сверх своих грехов. Поэтому, пусть хозяин мавлида посмотрит сперва на то, что принесет ему вред, а не на то, что принесет ему пользу. Может быть так, что он останется после мавлида ни с чем, после стольких усилий и усталости».
«Фатава аль-Хвартикуни», 154 стр.
Также хотели бы привести фетву Ибн Хаджара аль-Хайтами.
Спросили у имама Ибн Хаджара аль-Хайтами аль-Макки (909-974 х/1504-1567 м), да сделает Аллах его знания полезными для нас, о положении мавлидов и зикров, которые совершают многие люди в наше время. Тут возникают следующие вопросы:
«Если по причине мавлидов происходит смешивание и встреча мужчин и женщин, происходит беседа и взаимные подарки, которые противоречат Шариату, то можно ли запрещать людям их проведение, учитывая положение Шариата: «Если неблаговидное преобладает, над общим благом (маслахатом), то маслахат запретен», или же это не вредит?
Он ответил: «И нет сомнения в том, что первая категория (те собрания, в которых происходит смешение мужчин и женщин) запрещена из-за известного, установленного правила: «Устранение дурных поступков предпочтительней совершения благих дел». Кто знает, что будут совершаться плохие поступки в том, что он проводит, он будет ослушавшимся, грешником, даже если предположить, что он совершил при этом хороший поступок. Ведь иногда хороший поступок не перевесит его плохие поступки. Разве вы не видите, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничивался в хорошем тем, что удается, и отдалялся от всех видов зла, так как сказал: «Когда я повелеваю что либо, совершайте то, что можете, а когда я запрещаю что- либо, отдаляйтесь от него». Поразмыслив над этим, становится понятным то, что я сказал: дурные поступки, как бы их мало не было, не разрешено их совершать, а из благих дел совершают то, что удается.
А вторая категория (те собрания, в которых нет плохих поступков) является Сунной, на что указывают переданные хадисы на счет особого и общего зикра. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Не сядет группа людей для поминания Аллаха, не иначе как ангелы их окружат, покроет их милость Всевышнего, снизойдет на них спокойствие и Аллах расскажет о них своим ангелам». (Передал Муслим)
Также передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал группе людей, которые сидели, поминая Аллаха и восхваляя Его за то, что Всевышний наставил их: «Ко мне пришел Джибриль и рассказал, что Всевышний Аллах гордится вами перед ангелами». (передал Муслим)
В этих обоих хадисах имеется явное доказательство на превосходство собрания и сидения для совершения благих дел, и доказательство того, что Всевышний Аллах гордится перед ангелами теми, кто собирается для совершения благих дел, и на то, что ниспосылается на них спокойствие, накрывает их милость и Аллах рассказывает о них ангелам, и восхваляет их. Какое еще превосходство превыше этого?»
Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 320
http://taalib.ru/shariat/mankhadzh/425-maulidus